pozar_ru


Сообщество добровольцев чрезвычайного реагирования


Previous Entry Поделиться Next Entry
Кто отвечает за охрану лесов и других природных территорий от пожаров
ayaroshenko wrote in pozar_ru
Система охраны природных территорий от пожаров в России сложна и запутана. За участки разной ведомственной подчиненности, относящиеся к разным типам земель, находящиеся в разных формах собственности отвечают разные структуры, взаимодействие между которыми оставляет желать лучшего. Многие положения действующих законов и правил, касающиеся ответственности за охрану природных территорий от пожаров, допускают неоднозначное толкование. Более того - за разные элементы борьбы с лесными и торфяными пожарами на одной и той же территории нередко отвечают разные структуры, но практически никто не отвечает за конечный результат - за то, чтобы пожаров не было, или чтобы наносимый ими ущерб был минимальным.

В соответствии с действующим законодательством, за выработку государственной политики и общую координацию действий государственных органов в области пожарной безопасности отвечает МЧС.

За охрану земель лесного фонда от пожаров и за тушение лесных пожаров на землях лесного фонда отвечают органы управления лесами (Рослесхоз в Московской области, региональные органы управления лесами - в остальных регионах), при этом меры по противопожарному обустройству лесов, переданных в аренду, возлагаются на арендаторов.

За охрану лесов на землях обороны и безопасности и за тушение пожаров в них отвечает Минобороны РФ, за охрану лесов на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения и тушение пожаров в них отвечает Минприроды РФ.

За осуществление мер пожарной безопасности на других природных территориях отвечают собственники земельных участков. За тушение пожаров, в том числе лесных и торфяных, вне земель лесного фонда, лесов на землях обороны и безопасности и лесов на землях ООПТ, отвечает МЧС, за исключением единичных регионов, не заключивших с МЧС соглашения о передаче полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

Ниже приводится более подробное описание распределение ответственности в области охраны лесов и других природных территорий от пожаров между различными ведомствами, со ссылками на соответствующие законы и нормативно-правовые акты.

Государственная политика в области пожарной безопасности, общая координация действий

За выработку государственной политики в области пожарной безопасности и защиты населения от чрезвычайных ситуаций, а также за управление и координацию в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций, в том числе природного характера, отвечает МЧС РФ (пункты 1 и 2 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868).

Таким образом, за то, чтобы у государства в целом была четкая политика в области обеспечения пожарной безопасности (в том числе в отношении лесных и торфяных пожаров), чтобы действия разных органов и уровней власти были скоординированы друг с другом, и чтобы население было защищено от природных пожаров, отвечает МЧС РФ.

Охрана лесов от пожаров

В соответствии со статьями 51, 81-84 Лесного кодекса РФ, охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, уполномоченными в области лесных отношений, и органами местного самоуправления в отношении лесов, находящихся в муниципальной собственности. В соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ, полномочия Российской Федерации по охране лесов от пожаров, и по осуществлению государственного пожарного надзора в лесах, передаются органам государственной власти субъектов РФ. Часть 2 статьи 83 Лесного кодекса РФ допускает возможность исключения из этого правила, и таким исключением, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 25 апреля 2007 г. № 520-р, являются все лесничества и лесопарки Московской области.

Сфера действия Лесного кодекса РФ в явном виде не определена, но из ряда статей кодекса ясно, что его действие распространяется на земли лесного фонда, земли обороны и безопасности, земли особо охраняемых природных территорий, и городские леса, при том, что понятие "городские леса" действующим законодательством не определяется.

В соответствии с частью 2 статьи 52 Лесного кодекса РФ, под лесными пожарами понимаются пожары в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий. Пожары в остальных лесах, включая леса и лесополосы на землях сельскохозяйственного назначения, промышленности и транспорта, городские леса и т.д., не считаются лесными пожарами в понимании Лесного кодекса РФ, и нормы лесного законодательства, относящиеся к тушению лесных пожаров, на них не распространяются.

Таким образом, за охрану лесов от пожаров на землях лесного фонда в Московской области отвечает Рослесхоз, в других регионах России - органы управления лесами субъектов Российской Федерации; за борьбу с пожарами на землях обороны и безопасности отвечает Минобороны РФ, на землях особо охраняемых природных территорий - Минприроды РФ, хотя по Минобороны и Минприроды есть разночтения в понимании действующего законодательства. За охрану остальных лесов от пожаров перечисленные органы государственной власти не отвечают.

В соответствии со статьей 53.1 Лесного кодекса РФ, меры противопожарного обустройства в лесах, переданных в аренду или постоянное (бессрочное) пользование, осуществляются пользователями этих участков, но лишь в той мере, в какой эти меры предусматриваются проектами освоения лесов. По действующему законодательству, арендаторы лесных участков не отвечают за тушение лесных пожаров, но эти обязанности часто возлагаются на них в соответствии с договорами аренды (единого мнения специалистов о законности и правильности этой меры пока нет).

В соответствии со статьей 53.8 Лесного кодекса РФ, работы по охране лесов от пожаров выполняются специализированными государственными учреждениями, подведомственными органам управления лесами, а при отсутствии таких учреждений - организациями, выигравшими конкурс (аукцион) на проведение этих работ.

В случае, если площадь лесного пожара превышает 25 гектаров в зоне наземной охраны лесов, или 200 гектаров в зоне авиационной охраны лесов, или продолжительность действия пожара превышает двое суток, пожар относится к чрезвычайной ситуации муниципального характера (постановление Правительства РФ №376 от 17 мая 2011 г. "О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров"). В этом случае обязанность по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, за исключением тех, которые непосредственно связаны с тушением пожара, возлагается на органы местного самоуправления (ст. 11 федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера).

В случае, если как минимум два из основных показателей пожарной опасности (количества лесных пожаров на миллион гектаров земель лесного фонда, доли крупных лесных пожаров, средней площади одного пожара, и доли площади земель лесного фонда, пройденной пожарами) превышают среднемноголетние значения (за предшествующие пять лет), должна вводиться чрезвычайная ситуация регионального характера. С этого момента органы государственной власти субъектов РФ должны обеспечивать финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, а при необходимости - обращаться за помощью к Правительству РФ (ст. 11 федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера). Полномочия органов государственной власти, связанные с ликвидацией чрезвычайных ситуаций регионального характера, могут передаваться МЧС РФ на основании специальных соглашений (см. ниже).

Охрана других природных территорий от пожаров

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ, на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, но использующих эти участки, возлагаются обязанности по осуществлению мер пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 18 федерального закона "О пожарной безопасности", за организацию тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, кроме лесных пожаров в понимании действующего законодательства (см. выше), и ряда специфических пожаров, обычно не имеющих отношения к природным территориям, отвечают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с типовыми соглашениями, заключаемыми между органами государственной власти субъектов РФ и МЧС РФ, полномочия органов государственной власти субъектов РФ по организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (кроме лесных и ряда специфических пожаров, обычно не имеющих отношения к природным территориям) передаются МЧС РФ, но за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

Такие соглашения заключены между МЧС и подавляющим большинством субъектов РФ, и они совершенно однотипны. Например, по Московской области документ называется "Соглашение между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Правительством Московской области о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах". В соответствии с ним, "Правительство Московской области передает, а МЧС России принимает следующие полномочия, реализуемые за счет средств бюджета Московской области по решению вопросов: ... Организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы на территории Московской области (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно - территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей)".

Таким образом, за организацию тушения пожаров на природных территориях, за исключением земель лесного фонда, лесов на землях обороны и безопасности и лесов на землях особо охраняемых природных территорий, в полной мере отвечает МЧС РФ. В числе прочего МЧС РФ отвечает за организацию тушения торфяных пожаров на землях бывших торфопредприятий, относящихся сейчас к землям запаса, в лесополосах и лесах на землях сельскохозяйственного назначения, в городских лесах и парках, в придорожной растительности на землях транспорта.

Куда звонить в случае обнаружения пожара на природной территории

В случае обнаружения лесного (в бытовом смысле этого слова) пожара необходимо сообщить о нем по телефону "горячей линии по лесным пожарам" в единый диспетчерский центр. Бесплатный телефон для всех регионов: 8 800 100 94 00.

Одновременно с этим, о пожаре необходимо сообщить о пожаре в пожарную охрану или единую диспетчерскую службу по телефону 01 или 112 (единый номер 112 пока действует не во всех регионах). По этим же номерам надо сообщать о нелесных пожарах на природных территориях, в том числе о торфяных пожарах.

В случае, если меры по тушению пожаров не принимаются, об этом необходимо сообщать по "телефону доверия" МЧС РФ: (495) 449 99 99.

  • 1
спасибо
важный пост
надо только название поста написать
думала на днях кто же в итоге отвечает за тушение ООПТ, а за не ООПТ
твой пост как раз в тему

а что это за "горячая линия по лесным пожарам"?
куда приходит звонок, что за ведомство

Это "горячая линия" Рослесхоза, появилась она совсем недавно, я сам пока ей пользовался только один раз (вчера), оказалось - работает. Предполагается, что информация будет передаваться, или звонок переадресовываться, в диспетчерскую службу органа управления лесами соответствующего региона. Центральная диспетчерская служба, насколько я понимаю, находится в Пушкино Московской области.

спасибо, внесла поправки http://pozar-ru.livejournal.com/566575.html
пост вынесен на верх

На практике все эти заключаемые соглашения между мЧС и субъектами - просто филькина грамота. Ответственность за ликвидацию горения мусора, травы, торфа и прочей байды ложится на плечи глав регионов и муниципалитетов. Не взыщите. Вот.

  • 1
?

Log in